Игорь Абакумов, Генеральный директор медиа-группы «Крестьянские ведомости», поделился своим мнением относительно введения эмбарго на экспорт пшеницы, а также рассказал о возможности решения проблемы переизбытка зерна на Юге России.
— Как Вы считаете, когда и при каких условиях может быть снят запрет на экспорт зерна? Обосновано ли продление эмбарго?
— Продление эмбарго явно необоснованно, потому что объективные данные говорят о том, что зерна в стране достаточно. Введение эмбарго было основано на незнании лицами, принимающими решения, действительной обстановки в стране. Они были введены в некоторое заблуждение, но какого-то умысла здесь, по всей видимости, не было. Скорее всего, это следствие отсутствия информационной структуры агропромышленного комплекса. Такая инфоструктура существует в Европе и Америке, — это служба рыночной информации министерств сельского хозяйства, служба промышленного мониторинга. Это очень большие структуры, которые проводят ежедневный мониторинг цен и состояния рынков по всем видам продовольствия, по их логистике, хранению и переработке. У нас эта информация анализируется от случая к случаю, довольно мозаично и бессистемно. Именно поэтому никто толком не знает, сколько у нас в стране зерна собирается, сколько лежит в хозяйствах на хранении, сколько сеется, и вследствие этого делаются неправильные выводы. Поэтому попытка дать ответ на вопрос, когда и при каких условиях может быть снят запрет на экспорт зерна, подобен гаданию на кофейной гуще. Когда закончится нервозность в верхних эшелонах власти, тогда, по всей видимости, и будет снято эмбарго. Хотя в принципе, прекращать экспорт зерна, на мой взгляд, было нельзя.
— Каким образом, по Вашему мнению, будут меняться цены на зерно в текущем году?
— А вот это как раз зависит от того, каков будет ответ на первый вопрос. Если будет снят запрет на экспорт, цены, естественно, поползут вверх. Они повысятся, и это будет выгодно всем участникам рынка, поскольку от низких цен на зерно страдают не только крестьяне, но и инвесторы, машиностроители, у которых не покупают их комбайны, трактора, сеялки и прочий инвентарь. В результате низких цен на зерно страдает все общество. Поэтому цены будут меняться в зависимости от принимаемых верхами решений. А решения эти принимаются на основе, как минимум, непроверенных данных. А непроверенные данные складываются из того, что никто не проанализировал, никто даже не взял себе в голову проанализировать, какое количество металлических элеваторов, бункеров, других средств хранения зерна за последние 5-6 лет купили хозяйства. А куплено их было очень много. Они не проходили как склады зернового хранения, они проходили как металлолом, как запчасти, как угодно, только не как элеваторы. Но ведь если хозяйства их купили, а эти бочки сейчас стоят в любом хозяйстве, даже самом низкорентабельном, пустыми они точно не стоят. Поэтому можно сделать вывод, что количество зерна у нас является достаточным.
— Каким образом может быть решена проблема переизбытка зерна на Юге России в условиях закрытого экспорта и плохо налаженной логистики внутри страны?
— Проблему переизбытка зерна можно решить следующим образом – развивать животноводство, развивать комбикормовую промышленность. Вместо того чтобы возить туда-сюда зерно, можно заняться поставками комбикормов по конкретным заказам конкретных хозяйств. То есть надо производить высокобелковые, технологичные корма по индивидуальным рецептурам, но для этого нужно развивать комбикормовую промышленность. В общем-то, сейчас на рынке достаточное количество комбикормов, но ощущается явное недопроизводство качественной продукции. И вот этот переизбыток зерна было бы неплохо пустить на комбикорма. Но, к сожалению, мы пока не знаем точное количество и качество запасов зерна на Юге России, такие цифры не опубликованы. Вообще, по большому счету, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И если у нас сейчас есть многочисленные жалобы от личных подсобных хозяйств того же Юга России по поводу того, что у них растет стоимость комбикормов настолько, что становится невыгодно держать скот, то это уже, извините, находится за пределами понимания. То есть на Юге России в одно и то же время наблюдается и переизбыток зерна, и недостаток комбикормов. Вы меня извините, но это просто какой-то советский маразм в рыночных условиях.
— Вы приглашены к участию в межрегиональной конференции «Зерновой Кавказ», которую организует компания IDK.ru 19 мая в Пятигорске. Какую практическую пользу Вы видите от подобных мероприятий и что можете пожелать ее участникам?
— Практическая польза от обмена мнениями очень велика. Ведь прямой обмен мнениями нельзя ничем заменить, ни видеоконференциями, ни чтением газет. Во-первых, это личное общение, участники рынка общаются между собой, завязывают связи, из которых государство получает дополнительные дивиденды в виде налогов от дополнительных рабочих мест. Потому что от таких связей, извините, образуются дети в виде развития бизнеса. Поэтому личные контакты просто трудно переоценить. Мне кажется, что государство рано или поздно начнет финансировать подобные мероприятия, давая какие-то дополнительные либо налоговые преференции, либо какие-то субсидии, субвенции для проведения подобных конференций. Потому что на Западе, если вы знаете, в Европе и Америке участие в выставках, особенно в международных выставках, спонсируется государством, потому что государство, в конечном счете, получает в 4 раза больше, как я уже говорил, от образования рабочих мест. Но у нас этого не происходит, все ездят за свой счет, но даже при этих условиях нужно обязательно участвовать в таких конференциях и обмениваться мнениями, поскольку мнение, которое высказано, становится материальной силой, а невысказанное пропадает втуне. Так что участвовать надо обязательно, и остается только пожелать участникам успеха, и, самое главное, большой активности в обсуждении проблем, потому что, чем активнее идет обсуждение проблем, тем ближе выход из них.
Ваш комментарий
|
|
В правительстве понимают, что эмбарго сильно ударило по крестьянам ЮФО . Своими действиями государство, жертвует благополучием крестьян ЮФО. Цену определяет соотношение спроса и предложения и он сломан волевым решением правительства. Запрет на вывоз зерна искусственно ограничивает спрос, тем самым значительно снижая цену. И это скорее всего будет сохраняться до конца года, не давая возможности получить настоящую цену не только тем, у кого зерно сохранилось сейчас, но и всем, кому предстоит уборка в этом году. И причина запрета-выборы.
Лишая крестьян ЮФО надежд на перспективу, государство вынуждает сельхозпроизводителей работать не зная, что будет с будущим урожаем-рисковать. Перед ними встают вопросы, прямо влияющие на их выживание в буквальном смысле слова. Что сегодня сеять? Какие нести затраты на весеннем поле? Кормить озимые или не надо думать о качестве урожая? Обрабатывать против вредителей или сэкономить? Будут ли средства погасить кредиты? А может, пашню пустить под пары? А технику, извините, обновлять не надо? Как работать, когда не знаешь, что у власти на уме и каких ещё сюрпризов ожидать завтра? Ответов НЕТ.
Похоже, власть сама действует в СЛЕПУЮ. Во всяком, случае точного положения дел с зерном на местах правительство не знает. Выясняется, к примеру, что некоторые регионы, пострадавшие от засухи, оказались не совсем уж безнадёжными пострадавшими от засухи, в поисках зерна на юге РФ их не видно. Кто может сказать, сколько точно зерна хранится в хозяйствах? Не отделать нечего ведь сейчас люди из органов госбезопасности интересуются наличием зерна на складах сельхозпредприятий.
А цена на зерно продолжает падать. Можно только предполагать, где порог падения цен на зерно,а уборка на юге на носу.
Недавно король Иордании встречался с премьером. В.В. Путин заверил Короля, что Россия сделает всё возможное, чтобы возместить поставки зерна в последующие годы и восстановить наш имидж надёжных партнёров. Вот только Премьер не сказал, как расшифровать его «последующие годы». Можно сделать вывод, что эмбарго не снимут 2011году, пока не снизят инфляцию, перед выборами в ГД и президентские 2012г.