НДС в России это налог или механизм разрушения?
07 October 2013, 11:30

В Москве прошло предварительное заседание макроэкономической секции Московского экономического форума. Многие темы, озвученные участниками дискуссии, имеют прямое отношение и к экономике сельского хозяйства. Сегодня мы приводим точку зрения челябинского экономиста по поводу налога на добавленную стоимость.

Часть проблем применения НДС скрыта в налоговой нагрузке на живой труд, часть проблем связана с организацией учета уплаченного НДС.

Посмотрим на живой труд.

Средняя заработная плата рабочего или ИТР машиностроительного завода 20-25 тысяч рублей в месяц, т.е. 900 — 1200 рублей в смену, или по 600 — 800 рублей на календарный день.

Какие расходы работник и его семья могут покрыть из дохода в 600 — 800 рублей в день? Список, очевидно, будет невелик: еда, одежда, учебники, тетради и прочие минимально необходимые предметы для обучения детей, лекарства старикам, ремонт жилища, ремонт, заправка, автомобиля и некоторые иные расходы на удовлетворение элементарных нужд. Эти расходы по своей сути необходимы для восстановления собственной стоимости работника. Не сможет работник отработать очередную смену, если он не поест, не выспится, не оденется, т.е. не восстановит свою собственную стоимость. Не должен остановиться завод, если работник уйдет на пенсию. Когда он станет старым и не сможет работать вместо него должен прийти на завод его сын. Где во всей этой истории добавленная стоимость? Есть ли она? Я думаю, что ее нет. Во всяком случае, она ничтожно мала, несколько процентов, может 2 или 3 процента. Но уж ни как не 18 процентов.

Зарплату рабочий получил от предприятия в обмен на труд, который работник отдал этому самому предприятию.

Пойдем в бухгалтерию предприятия и спросим бухгалтера, где была зарплата работника, когда бухгалтер рассчитывала НДС. Оказывается, что 100 процентов зарплаты работника завода в составе фонда заработной платы попало под НДС. НДС начислен и отдан государству. И ни кто не компенсировал этот НДС предприятию, и не принял к зачету. При этом налог на добавленную стоимость начислен на сумму зарплаты рабочего, в которой по существу нет добавленной стоимости. Правда, бухгалтер оговорится, что это все же косвенный налог на зарплату работника.

Еще интереснее, когда мы поинтересуемся, где находились относительно НДС налоги и обязательные платежи, начисленные на зарплату. В т.ч. 13 процентов подоходного налога и 34 процента страховых и пенсионных платежей. Оказывается наш бухгалтер на суммы налогов и платежей тоже начислил НДС. Предприятие заплатило этот НДС. Ни кто не компенсировал предприятию уплату этого налога. Ясно, чтобы экономику предприятия не разрушить весь начисленный и уплаченный НДС необходимо будет включить в цену продукции предприятия. Запомним это.

А пока, оценим уровень нагрузки налогов и обязательных платежей на 1000 рублей выплаченной работнику на руки зарплаты.

Вот схема простого расчета суммы налогов и обязательных платежей, рассчитываемых от зарплаты работника предприятия и связанных с зарплатой работника:

1) Подоходный налог – 13 %,

2) Обязательные платежи в фонды страховые и пенсионные – 34 %,

3) НДС от фонда заработной платы – 18 %,

4) НДС от начисленных налогов и платежей – 18% от (13%+34%) = 9%

5) Всего сумма по п.п. 1 — 4 = 74%!!!!!!

Кстати.

В декабре 2012 Французский Конституционный совет объявил, что считает незаконным предложение французских властей о введении налога в 75% для тех жителей страны, чей годовой доход превышает миллион евро.

Таким образом, чтобы выплатить 1000 рублей зарплаты работнику (который в большинстве случаев не является евровым миллионером) российское предприятие должно сделать 740 рублей обязательных платежей в бюджет и разные фонды. При точном расчете цифра еще больше.

При всем при этом НДС, в том виде как он прописан, предполагает возможность ситуации, когда при отсутствии прибыли (прибыль равна нулю) и даже при убытках по предприятию, НДС отличен от нуля и больше нуля. Т.е. предприятие может потратить стоимости больше чем произвести, обанкротиться, и одновременно быть должником по Налогу на Добавленную Стоимость. Это ситуация когда надо платить НДС на труд, который не удалось продать. Но труд, который не продан, т.е. не получил общественного признания, не является стоимостью по классическому определению науки Экономики. Наш Налоговый кодекс с этим не согласен.

Все налоги, платежи и издержки предприятие производитель товаров закладывает в цену товара для потребителя.

При этом товары, произведенные предприятиями, должны быть потреблены в конечном итоге теми же самыми работниками, стоимость труда которых заложена в товары этих самых предприятий. Таким образом, работник становится покупателем и своими расходами покрывает все налоги и платежи, которые заложены в цену товара. Но если согласится с тем, что реальная зарплата работника в России почти не содержит ДОБАВЛЕННОЙ стоимости, то получается, что НДС будет оплачен работником из СОБСТВЕННОЙ стоимости. Таким образом, налоговая система государства предполагает уменьшение СОБСТВЕННОЙ стоимости работника в сфере негосударственной экономики. Возможно, что при уровне зарплат 80-100 тысяч рублей в месяц НДС становится элементом системы налогообложения. Но при зарплате 20-25 тысяч рублей в месяц НДС, при прочих равных, превращается в механизм уничтожения собственной стоимости работников, т.е. механизм уничтожения трудовых ресурсов страны.

А теперь посмотрим на то, как учитывается уплаченный НДС при движении стоимости по производственной цепочке, например на дистанции от разведки и добычи сырья до продукта конечного потребления.

Проявим упорство и будем строить самолет. Начнем с песчаного карьера, выплавим стекло, сделаем стеклянные детали приборов, соберем приборы, соберем кабину пилотов, и т.д. пока он, серебристый самолет, полетит в небесной синеве. Интересно смотреть на движение стоимости будущего самолета по всему циклу. Стоимость многократно переходит от производственных предприятий к предприятиям сферы обращения и обратно к производственным предприятиям. Производственные предприятия чаще большие с обычной системой налогообложения, предприятия сферы обращения чаще малые на упрощенной системе налогообложения. Цикл изготовления высокотехнологичной продукции длинный, извилистый. Стоимость многократно пересекает границу между малым предприятием и большим предприятием.

При этом инженер снабжения большого предприятия обязательно задает один вопрос продавцу из малого предприятия. Как думаете какой? Правильно! Вопрос классический: «НДС выделяешь?»

Малое предприятие не может, не имеет возможности, не в состоянии в одно и то же время качественно вести обычный налоговый учет с НДС и при этом качественно и надлежащим образом вести полезную людям уставную деятельность. Существует государственный Закон об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий, который самим своим существованием признает не простое положение малого предприятия в нашей стране, сложность налогового учета и отчетности, необходимость специальных мер для того чтобы обеспечить учет и отчетность.

Нормальное малое предприятие-продавец, которое находится на упрощенной системе налогообложения, НДС не выделит. Ему это запрещено Законом. При этом будет потерян учет уже начисленного НДС по всем предыдущим циклам обращения, а большое предприятие-покупатель вынуждено будет начислить 18% НДС на всю стоимость товара купленного у малого предприятия и заплатить этот НДС государству. В том числе будет и НДС, повторно начисленный и уплаченный на одну и ту же стоимость, в том числе будет и НДС, который начислен и уплачен на уже начисленный и уплаченный НДС. Сколько же окажется в самолете «НДСов» пока этот самолет сможет лететь? Может 10 раз по 18%, может 20 раз по 18%. Кто считал? Продукция высокого передела, произведенная по полному циклу в России, априори неконкурентоспособна по цене. Это предопределено налоговой системой.

Существующая система взимания НДС ограничивает круг предприятий, которые могут нормально работать в нашей стране. Таких предприятий немного. Экспорт нефти, газа, прочего сырья и продукции начальных переделов, производство продукции на экспорт, производство, которое не требует кооперации с Российскими предприятиями, освоение бюджетных денег, предприятия конечного цикла производства потребительских товаров, торговля. А остальные? А остальных уже почти нет.

Остальных не может быть.

Оглянитесь вокруг. Вы увидите мертвые заводы. Труд отделен от средств производства стеной налогов. Люди лишены возможности быть инженерами, токарями, слесарями. Предприниматели, которые попытались соединить труд и средства производства, разорены налогами. Живой организм экономики разодран на множество едва живых фрагментов. Ни о каком органическом развитии экономики не может быть и речи. Благие пожелания о локализации промсборки так и остаются благими пожеланиями или обманом. Предприниматели вынуждено регистрируют вместо одного предприятия по три предприятия на пустом месте. На «упрощенке», «на вмененке», «с НДС». Платят зарплату бухгалтерам, штрафы в налоговые инспекции, путаются в договорах, отгрузках, загружают бумагой себя и государственные учреждения в тройном размере. А во многих случаях ходят под уголовными делами. Правительство похоже на бригаду реаниматологов в морге. Бесполезно делать переливание крови в остывший труп. Налоговое законодательство превращает предпринимателей массово в преступников и тем самым лишает их социальной, гражданской и политической активности. Самая активная часть населения выключена из жизни. Разрушается экономическая основа современного гражданского общества, современной политической системы, современной социальной структуры общества. Демократия, мораль, нравственность, наука, техника – все висит в воздухе. Это может длиться только мгновение. Дальше идет падение.

Большая часть людей обнаруживают проблемы в нашей налоговой системе только тогда, когда сталкиваются с ними. Часто бывает некому предупредить и объяснить степень опасности. Многие понимают и знают эти проблемы, но ни чего не могут сделать.

Но очевидно, что есть и те, кто заинтересован в разрушении экономики, социальных отношений, политической системы России. Сегодня система работает на этих людей. Сегодня их день.

Что необходимо сделать в первую очередь?

Надо начать с элементарного:

1) Вывести из под НДС хотя бы часть заработной платы наемных работников. При НДС 18% следует разрешить исчислять НДС и принимать к зачету как НДС уплаченный с сумм заработной платы до 100тысяч рублей на одного человека. Это правильно и справедливо. Человек в любом случае оплачивает из своей зарплаты цену товара или услуги, которые безусловно содержат в себе НДС.

2)Разрешить малым предприятиям на «упрощенке» выделять НДС в стоимости товаров и услуг в счетах-фактурах. Это экономически правильно. В нормальной, растущей экономике следует брать налоги с добавленной стоимости, но не с собственной стоимости. Если малое предприятие заплатило все предписанные ему налоги, то надо полагать, что оно платило их с добавленной стоимости, и, стало быть, оно имеет равные с большим предприятием права.

Налоговая система России должна быть изменена. Чем раньше будет решение, тем меньше потерь, разрушений и крови. Беда, если у Правительства Российской Федерации не хватит разума и воли для этой реформы.

_____________________________________________________________________________________________

О наиболее актуальных вопросах производства кормовой продукции, мировых ценах на основные виды зерновых культур и их влияние на рынок кормов, а также о техническом и технологическом перевоорежении сельского хозяйства,  Вы можете узнать на Мировом  Форуме «Global Feed  Forum «Перспективы развития мирового кормопроизводства», который состоится 8 октября 2013 г. в Международном пресс-центре РИА Новости  в  городе Москва.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

Теги     экономика      налог   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку до 4,75-5% годовых
Дожди повлияли на качество зерна: мнение земледельцев (Видео)
Больше 40 процентов урожая зерновых культур собрали в Костанайской области. Лидируют аграрии южных районов. Там, в отличие от северных, лето было не таким дождливым. Поэтому пшеница вызрела быстрее. Довольны ли земледельцы качеством зерна?