Фермерам Татарстана закон не позволяет обрабатывать «бесхозные» земли
05 June 2015, 09:01

На днях председатель Правительства России Дмитрий Медведев дал «добро» на выделение нашей республике 41 млн. рублей из федерального бюджета на… развитие мелиорации земель сельхозназначения.

Деньги пойдут на их реконструкцию, необходимую застройку и техническое оснащение. В первую очередь это коснется так называемых «бесхозных» земель.

ПУСТЫРИ ПУСТЯТ НА ДЕТСАДЫ И БОЛЬНИЦЫ

Приличную долю от федеральной субсидии «съест» оформление в собственность «свободных» участков. А таких, как выяснила «КП», сегодня в Татарстане немало.

В Казани, чтобы их обнаружить, под эгидой местного Комитета земельных и имущественных отношений (КЗИО) даже акцию организовали: «Народная инвентаризация» (сейчас, к слову, идет уже 4-й этап, а народный учет теперь охватил всю республику). Горожанам предлагали звонить на «горячую линию» и рассказывать о заброшенных домах, пустырях, постройках.

И казанцы нашли… 302 здания и 272 «бесхозных» земельных участка в черте города. Зачастую, по данным КЗИО Казани, это либо пустыри, либо собственность уже умерших людей или предприятий-банкротов, либо и вовсе не включенные в реестр собственности.

Впрочем, на поверку оказалось, что лишь у трети из них действительно сложно с определением владельца. У большинства он известен. Это была либо собственность города, либо республики, нашлись даже федеральные владения.

— Такие объекты не приносят доход в бюджет, часто становятся местом стихийных свалок и пристанищем бомжей, да и просто портят внешний вид города, — посетовал председатель ведомства Ратмир Шайдуллин.

Пустующие здания планировали передать под социальные объекты: детсады, школы, больницы, кафе, магазины, а то и бизнесменам предложить — например, под ремонтные мастерские.

— По тем объектам, где они использовались неэффективно или нерационально, мы приглашали правообладателей для определения дальнейших планов по использованию земельных участков, — уточнили в КЗИО.

Спустя полтора года все еще продолжается работа по постановке на кадастровый учет земельных участков. Комитетчики отчитались: каждую поступившую заявку детально отрабатывают: где-то для начала приходится актуализировать информацию о собственнике, писать запросы в различные инстанции, где-то приступать к формированию границ участков, где-то рисовать схемы их расположения, а где-то уже принимать участки в собственность города.

В общем, бумаг на оформление в целом полно. А как это происходит, думаю, знает практически каждый, кто хоть раз проходил через процедуру оформления участка, квартиры или дома в собственность. Лично у меня на обивание порогов различных инстанций ушло чуть меньше года. Поэтому не удивительно, что когда-то обещанный на месте пустыря новый детсад для малышей или больница пока только в планах.

ДА ЗАРАСТАЙ ОНО ВСЕ БУРЬЯНОМ?

Что касается бесхозных земель по республике в целом, то подсчитать их общее количество довольно затруднительно — ведь сегодня на участке сорная трава по пояс, а на следующий год здесь, глядишь, рожь заколосилась или картошка зацвела.

Поэтому специалисты предпочитают оперировать данными проведенных проверок (как запланированных заранее, так и внезапных — по обращению граждан).

Так, по статистике Управления Росреестра республики, за прошлый год обнаружилось 386 участков нецелевого использования сельхозземель (то заправка где стоит, то придорожное кафе). А вот пустующих земель, заросших бурьяном, набралось аж на 4266,4 га. В Управлении Россельхознадзора Татарстана во время проверок за прошлый год нашли 1552,2 га изрядно поросших сорняком сельхозземель.

Их владельцев, так же, как и в Казани после «народной инвентаризации», разыскивают, выдают предписания, штрафуют (если «заслужили»).

Кстати, если хозяин так и не найдется, землю снимают с кадастрового учета. Но это уже по решению суда.

— Наши сотрудники проанализировали сведения об объектах недвижимости 11 районов республики и выясняли, что почти у 5 тысяч земельных участков в Дрожжановском, Сабинском, Балтасинском, Тюлячинском, Мамадышском, Актанышском, Спасском, Черемшанском, Камско-Устьинском, Рыбно-Слободском, Верхнеуслонском районах нет хозяев! — поделились информацией в Кадастровой палате Татарстана. — А раз так, правильнее всего снять их с кадастрового учета, чтобы они не создавали картографических барьеров для постановки на учет тех участков, у которых есть реальные владельцы. По решению суда с кадастрового учета сняты больше 140 бесхозных участков. Сейчас в сверке баз данных участвуют все 44 районных отдела кадастровой палаты.
«Бесхозных» земель нет!»

В этом уверен татарстанский фермер Владимир Апаков.

— По документам, может быть, и нет у земли хозяина. Но вы пробуйте ее оформить. Не получится, — отмечает Владимир Ильич.

Хотя есть и еще одна существенная проблема, из-за которой земля «простаивает» и зарастает сорняками. На днях в Набережночелнинском ИТ-парке, обращаясь к и.о. президента республики, ее поднял фермер Марс Юнусов. Оказывается, только в его Мамадышском районе 141 заброшенная ферма, из них 50 принадлежат предприятию-банкроту.

— Я сам готов осваивать здания старых ферм. Но это невозможно, потому что все они находятся в конкурсном производстве и не могут быть переданы другим лицам, — развел руками фермер.

Вопрос подняли не зря. Ведь сколько труда и денег надо вложить, чтобы получить с одного гектара среднестатистические 150 центнеров картошки или 15 — 16 центнеров пшеницы!

— Для того чтобы земля из такой, так сказать, «бесхозной» стала плодородной и дала урожай картофеля, нужно тысяч 200 рублей, для пшеницы поменьше — тысяч 15 — 20, — подсчитывает Апаков.

Но ведь если землю обрабатывать должным образом, будет и урожай, и прибыль. Для сравнения — по данным Минсельхоза республики в одном из агрокомплексов Арского района привлекли ученых, выстроили эффективную систему земледелия… В итоге за прошлый год собрали 40,8 ц/га зерна, 360 ц/га картофеля, да еще и денег выручили — 28,6 тысячи рублей с гектара.

Рустам Минниханов поручил министру сельского хозяйства Марату Ахметову ускорить решение проблемы с землями «банкротов» и дать фермерам возможность работать на освободившихся объектах.

ВАЖНО

Как можно использовать сельхозучастки?

Ответ уже сидит в самом вопросе — под сельское хозяйство. И только. Но зато и поле деятельности здесь большое: можно огороды развести, собирать с них овощи-фрукты, можно построить коровники, курятники и тому подобное и заняться животноводством, а можно хлеб сеять. Все это оговорено Земельным кодексом РФ.

А вот строить придорожные кафе, автозавправки, жилые дома по закону не положено. Если проверяющие из Россельхознадзора обнаружат нечто подобное, то вводят штрафные санкции.

— В этом случае выдается предписание и представление устранить причины и условия нарушения в установленные сроки. В случае невыполнения нарушителю грозит административный штраф: на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей, — уточняют в Управлении Россельхознадзора по РТ. — Если в течение года подобное нарушение повторится, то штрафы увеличиваются: на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц — от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.

Впрочем, дело может дойти и до суда. Причин тому может быть две: если из-за неправильного использования плодородность земли сильно упала, или же собственник больше трех лет свой участок под сельхозработы не использует.

Правда, пока подобных судебных разбирательств в республике не было.

— Стараемся решить дело миром и до суда не доводить, — пояснили «КП» в Россельхознадзоре.

Теги     закон      Татарстан      земли   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку до 4,75-5% годовых
Дожди повлияли на качество зерна: мнение земледельцев (Видео)
Больше 40 процентов урожая зерновых культур собрали в Костанайской области. Лидируют аграрии южных районов. Там, в отличие от северных, лето было не таким дождливым. Поэтому пшеница вызрела быстрее. Довольны ли земледельцы качеством зерна?