Гарантию экологической чистоты еды пока дает личный труд
10 June 2013, 10:30

В России большой потенциал для органического сельского хозяйства. Использование его зависит от совершенствования законодательства и повышения семейных доходов. Мы продолжаем начатый на прошедшей неделе разговор об «экоеде»

 

 

На днях жена отвезла детям очередной, увы, последний, килограммовый пакет замороженной черной смородины. Своей, выращенной в прошлом году на собственных шести сотках. Без минеральных удобрений, питали кусты компостом собственного изготовления и перегнившим покупным конским навозом. Без дустов и прочей химии – прорвавшихся гусениц огневки и других летающих ликвидировали вручную…

В общем, как говорится, смело на пакетике можно бы написать «био», «органик» и т.п. Так что дар детям неплохой. По крайней мере, только что прочитал на популярном экосайте; 400-граммовую баночку свежезамороженной черной смородины в сиропе из топинамбура (его у нас тоже можно накопать) покупателю предлагают по 500 руб. А свежезамороженную землянику (ее на полянах, огороженных недавно железным забором очередного коттеджевладельца, тоже раньше собирали прилично) – оценили аж в 1250 руб. за ту же баночку.

Ладно, с земляникой, как говорится, поезд ушел. Но смородина-то вот она, пока зеленая, но обещает приличный сбор. Также как и ее красная родственница.

Есть шанс озолотиться?

Увы, нет, до уровня сложившихся экоцен у фермера, владельца ЛПХ, а тем более у садовода-огородника дистанция огромного размера. Прежде чем попасть в прайс-лист авторитетной экокомпании, нужно пройти несколько этапов. Выдержать тщательную проверку на высокое качество твоей продукции, на строгое соблюдение правил экологичности, на дисциплину в технологии и честность во взаимоотношениях с покупателями и партнерами.

И это правильно. Широко бытует мнение – сам грешен,- что у нас в России после катастрофы 1990-х годов сельхозпродукты экологичны по определению. Дескать, сегодня в стране средства химизации применяются примерно на трети пахотных земель. Да и дозы их внесения на гектар в разы ниже, чем в Европе и США. Все так. Но сколько тяжелых металлов, остатков пестицидов, радионуклеидов досталось как наследие «химизации» прошлых десятилетий?

Да и не одна химия определяет состояние экологичности почвы. Гарантирует ли заброшенность бывшей пашни резкое повышение в ней содержания гумуса, связывающего те же тяжелые металлы, и очистку ее от прежних гадостей? Отнюдь нет, для этого тоже нужны современные технологии. Далеко не дешевые. Да и предварительное обследование этих земель на предмет возможности их использовать в органическом земледелии также потребует затрат.

А еще немало факторов так называемого техногенного характера. Это не только близость промышленных зон, автомобильных трасс. Но и, к примеру, близость соседа, пользующегося средствами «зеленой революции». И даже на шести сотках или приусадебном гектаре, эколюбивый хозяин легко может получить «подарок» от соседа, уничтожающего ядом вредителей из опрыскивателя в ветреную погоду.

Нужно гарантировать покупателю достаточную экологическую чистоту продуктов. Об этом говорили весной на конференции «Органическое сельское хозяйство – новая экономика российского села» (организатор — компания «Экокультура») и первом съезде по развитию рынка экологически чистых продуктов, организованный LavkaLavka.

На обоих собраниях отмечали, что экофермерам живется очень непросто. Помимо обычных фермерских невзгод, их объединяет одна проблема – отсутствие в России законодательства и регламентов, регулирующих органическое сельское хозяйство и экосертификацию продукции на должном уровне. Любой ушлый конкурент может навесить на свою продукцию ярлыки «эко», «органика», «био», «фермерский» (читай – экологически чистый), тем самым дискредитируя саму идею органического земледелия и подрывая доверие покупателей.

Сейчас Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает закон об органической продукции, он прошел первый этап межведомственных согласований. Однако требуется ускорить процесс создания комплексной нормативно-правовой базы отрасли. Эксперты считают, что из-за отсутствия такого юридически закрепленного понятия, как органическая сельскохозяйственная продукция, в определенной мере страдает выполнение таких важных государственных актов «Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года», «Доктрина продовольственной безопасности», «Комплексная программа развития биотехнологий».

Пока же потенциал рынка органической еды в стране используется явно недостаточно. Вот какие данные привел недавно журнал «Коммерсантъ. Деньги».

Органическое сельское хозяйство сегодня практикуется в 160 странах в общей сложности на 37 млн га сельскохозяйственных земель. В этой отрасли занято 1,6 млн фермеров. В Европе органические земли составляют 7,39 млн га, в том числе 3 млн га — биопашня и 3,2 млн га — биопастбища. Больше всего экоплощадей в Италии (1,15 млн га), за ней следуют Испания (1 млн га) и Германия (0,87 млн га). В России официально подтвержденного статуса экологически благополучных территорий, пригодных для ведения органического сельского хозяйства из-за отсутствия правовой базы пока нет. Некоторые же эксперты считают «экологически чистыми» лишь 0,003% от всех российских земель, занятых сельхозпроизводством.

Нельзя не обратить внимание и на такой фактор рынка, как цена на биопродукты. Социологические исследования CVS Consalting показали, что 85% россиян согласны покупать экологичную продукцию, даже если она будет дороже обычной на 10%. При 20-процентном повышении цены число потенциальных покупателей уменьшается почти вдвое, при 30-процентном – в три раза.

А посмотрите на прайс-листы экокомпаний – там цены на продукты в несколько раз выше, чем в обычных магазинах. Пока круг покупателей крутится вокруг обитателей Рублевки, дорогущий товар идет на ура и под восторги потребителей. Но ведь даже у средних по уровню доходов российских семей более 40% расходов связаны с приобретением продуктов питания.

Выдержит ли их бюджет оплату счетов на продукцию нынешних экофирм?

Хочется надеяться, что конкуренция исправит эту ситуацию. Как уже сообщал сайт agronews.ru, в середине мая этого года крупнейшие участники рынка органической продукции подписали меморандум о создании Национального органического союза (НОС). Цель объединения – содействие развитию органического сельского хозяйства и рынка органической сельхозпродукции на территории России и формирование условий для вывода отечественной отрасли в мировые лидеры органического сельского хозяйства.

Амбициозная задача объединения бизнеса на этом направлении ставится не в первый раз. Пока такой консолидации не получалось. И надежную гарантию действительно «экологически чистого» и доступного питания давал лишь труд на своем саде-огороде.

_____________________________________________________________________________________________

О наиболее актуальных вопросах экономического развития зернового рынка, международного торгового импульса, инструментах управления ценовыми рисками, а так же новых подходах в организации международной логистики,  Вы можете узнать на Мировом Зерновом Форуме «Global Grain Sochi»,  который состоится 26 — 28 июня 2013 г. в  городе Сочи.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

Теги     экоеда      гарантия      труд      человек   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку до 4,75-5% годовых
Дожди повлияли на качество зерна: мнение земледельцев (Видео)
Больше 40 процентов урожая зерновых культур собрали в Костанайской области. Лидируют аграрии южных районов. Там, в отличие от северных, лето было не таким дождливым. Поэтому пшеница вызрела быстрее. Довольны ли земледельцы качеством зерна?