Последствия ковида могут притормозить рост цен на пшеницу (Видео)
10 September 2020, 20:34

Погодные колебания текущей весны привели к потере урожайности озимой пшеницы – по разным оценкам, она составила на юге РФ от 15 до 40%.

Нестабильность на валютном рынке приводит к повышению цен на средства производства: СЗР, технику и т. д. Не добавляет стабильности госполитика – вводились квоты на вывоз пшеницы, обсуждается введение постоянной пошлины на экспорт подсолнечника.

Каковы предварительные итоги уборочной кампании-2020 и каких цен на зерно ждать аграриям? Что происходит на зарубежных рынках?

Об этом и многом другом говорили на летней зерновой конференции ИД «Крестьянин», которая прошла в конце августа при участии гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько.

Приводим основные тезисы выступления главы ИКАР:

– В этом сезоне мы выделяем несколько моментов, которые являются его особенностью и отличают от других. Первый – всем известная просадка урожая по югу. Возникает вопрос, случайно это или закономерно. На мой взгляд, он риторический. Где-то, к сожалению, есть закономерности, с которыми нам надо жить и бороться.

Сразу скажу, что юг неравномерен: мы видим, что второй год подряд в Ставрополе происходит провал. Плохо в Краснодаре, более-менее нормально в Ростовской области. Причём на Дону интересно: чем севернее и северо-восточнее, тем лучше. И вполне себе в порядке Волгоградская область, которую мы тоже причисляем к югу.

Рекордная урожайность в этом году в Центральной России и в Поволжье, причём в центре, можем спросить: случайность или закономерность? Наверное, это уже становится закономерностью. Никогда в истории нашей страны мы не видели, чтобы урожайность росла до 50% в уборку. То есть примерно до Тульской области убирается пшеница, а урожайность всё растёт. Даже в Тульской области убирают более 50 ц/га.

Казахстан? С советских времён все воспринимали его как источник хорошей высококачественной пшеницы для России. Уже третий год Казахстан – один из крупнейших покупателей любой российской пшеницы. То есть он у нас покупает пшеницу гораздо больше, чем даёт обратно.

Начнём с мирового рынка пшеницы, это главное: 60-70% посевных площадей по югу заняты ею, пшеница – наша главная экспортная культура.

Что с урожаем в мире? В этом году в Евросоюзе просадка, на два млн тонн там произвели меньше пшеницы, чем в прошлом году. Это много, тем более что в прошлом году тоже была просадка по сравнению с позапрошлым годом. В США примерно то же самое, результат чуть пониже. Канада идёт вверх, Россия радует и пугает одновременно.

Если всё сложится как мы думаем, то нас ждёт второй за российскую историю подобный официальный урожай пшеницы. Производство, по нашей текущей оценке, 82,5 млн. Тут всё будет зависеть от Сибири и Поволжья, они ещё убирают.

Украина в просадке, хотя в прошлом году у них был рекорд. Казахстан – 10 млн тонн, очень маленький урожай второй год подряд, то есть это неурожай. Австралия была в ужасном состоянии три года подряд, на четвёртый намечается очень хороший урожай. Аргентина чуть побольше собрала…

Глобально нас интересуют те регионы, которые непосредственно влияют на российские цены. Потому что здесь расположены наши потребители: Турция и Египет, на которые приходится порядка 40% всего российского экспорта. Африка тоже рядом.

При этом Украина и ЕС находятся в провале по сравнению с прошлым годом. Почти на 30% сокращается их экспортный потенциал. Это много. А Россия, наоборот, тянет регион вверх, наш экспортный потенциал сейчас оценивается аж в 38 млн тонн.

Здесь, правда, «сидит» некоторая доля Казахстана, в который мы отправляем несколько сотен тысяч тонн (или даже миллион) по партизанским тропкам. Но 38 млн – это гораздо больше, чем в прошлом году. Иными словами, у наших соседей, по сути, провал, у России – резкий взлёт экспортного потенциала.

Итак, 38 млн тонн – потенциальный экспорт. Но распределение по регионам у него совершенно не такое, как обычно. Юг, даже с учётом хорошей отчётности и цифр по Ростову и Волгограду, сокращается на 2,5 млн тонн. Зато рекордный экспортный излишек в центре и Поволжье. Но оттуда его ещё надо как-то привезти: по Центру – 7,5 млн тонн, из Поволжья – 6,5 млн.

Недавно выступал руководитель аналитического центра от «РЖД». И его спросили: «А почему у нас целую неделю были запрещены железнодорожные отгрузки в сторону Новороссийска?» Выясняется, что не всё хорошо в прекрасном королевстве. Обычная катастрофичная история, когда в Новороссийск идёт слишком много вагонов, гружёных зерном. Попробуй вывези эти рекордные 7,5 млн из центра и 6,5 млн из Поволжья, если такое возникает на железной дороге.

Теперь ближе к ценам. До определённого момента у нас была почти 100% зависимость между стоимостью нефти и курсом рубля. А теперь её нет.

Начиная примерно с 2017 года пошла совсем другая история. Курс рубля оторвался от нефти и ведёт себя часто на основании каких-то других вещей. Сейчас, например, цена нефти идёт вверх, а рубль падает. И мы знаем, есть два события, которые толкают курс рубля вниз. И это не нефть. В данный момент, повторяю мнение наших финансовых аналитиков, это отравление Навального и Белоруссия.

Также мы видим, что «свалилась» аргентинская валюта. Аргентина нам интересна тем, что она с ноября-декабря начинает косвенно влиять на цены на пшеницу, на сою. И мы видим, что они обвалились так сильно, что, в принципе, могут по любой цене продавать зерно на мировой рынок.

Курс турецкой валюты также упал. И мы обвалились довольно сильно по сравнению с Украиной и Казахстаном, и эти политические проблемы в стране в некоторой степени выгодны аграриям, потому что в рублях аграрная экономика смотрится очень хорошо.

Год назад наши экспортёры были вынуждены какое-то время закупать зерно себе в убыток. После того как на зерновой рынок зашёл ВТБ, цены оказались очень разогреты.

И многие всё равно были вынуждены покупать, чтобы получить объёмы и не выйти из бизнеса. Сейчас у экспортёров начинает складываться нормальная экономика. Если южнороссийские аграрии пока держат позицию и не продают, то из Курска, Саратова (то есть тех регионов, откуда поезда не могут добраться до Новороссийска, потому что их там слишком много) уже идут серьёзные продажи.

Возвращаюсь к российским позициям на мировом рынке. Египет – наш крупнейший импортёр зерна. Что происходит в этом сезоне? Доля нашей страны в их покупках – 80%. И этого никогда прежде не было. Оставшиеся 20% – это Украина, больше никого нет. Тут наши экспортёры друг с другом соревнуются, сами для себя опускают цены.

Как будет развиваться рынок в этом сезоне? Внутренняя цена серьёзно зависит от экспорта, и здесь мы прогнозируем что-то до конца календарного года на свой страх и риск.

Дальше – тяжело. Пару недель назад (в начале августа. – Прим. авт.) была просадка – 199 долларов на входе в Новороссийск, и это всё пшеница с протеином 12,5%, хорошая «четвёрка». Просели – потом она потихоньку пошла вверх.

Вчера (26 августа. – Прим. авт.) была $ 204, мы думаем, октябрь покажет $ 209 за тонну. Цена будет идти вверх, условно ноябрь-декабрь, примерно до $ 220, а дальше мы не знаем. Там могут работать такие факторы, которые пока не видны.

Вот нам всем обещают огромный урожай в Австралии. Что это значит? Что Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бангладеш и так далее могут отойти на австралийский экспорт, и мы там будем не конкурентоспособны. Что, соответственно, отразится на ценах.

Второй момент – это ковид и его влияние на весь мировой рынок. С одной стороны, без учёта нашего региона сократилось предложение за счёт Европы и Украины, довольно сильно. Но, с другой стороны, турки в прошлом году купили рекордный объём российской пшеницы, колоссальный, 7 млн тонн. А в этом году говорят: «Ребята, у нас проблемы, столько вашей пшеницы не нужно». Какие проблемы? Ковид.

К ним не приехали ни немцы, ни голландцы, ни англичане, ни русские, никто не приехал. Резко упала потребность в хлебе. Второе: люди сидят дома, у многих упали доходы, они сократили потребление. Кризис – птицеводство встало, фабрики разоряются, не нужно столько фуражной пшеницы для кормов.

Наконец, у нас колоссальные проблемы с Ираком, а он берёт половину турецкой муки, которая производится из российской пшеницы. Ни в Ирак, ни в Сирию толком поставить ничего не могут. И все эти факторы мешают пшенице подняться в цене до 250 долларов, например. Последствия ковида могут довольно серьёзно эту цену притормозить.

Мнения экспертов

Армен НАЛБАНДЯН, гендиректор ООО «Лилиани»: 

— Современные технологические решения способны в разы поднять производительность многих процессов в аграрном производстве. Одно из них – использование бункеров-перегрузчиков на уборке или севе культур.

Несколько лет назад была такая история: «соевики» Амурской области подняли вопрос – автомашины не могут приближаться к полю, для выгрузки комбайнам приходится проезжать километры до твердого покрытия.

Последствия – не уложились в сроки из-за низкой наработки, потеряли существенную часть урожая под снегом. На следующий год мы поставили восьмиколёсные бункеры с шинами низкого давления, и это обеспечило бесперебойную уборку там, где в поле раньше заехать могли только комбайны на гусеничном ходу.

Это выход не только для «соевиков», но и для тех, кто занимается ноутилом. В ноутиле недопустимо переуплотнение почвы автотранспортом, поэтому убирают, выгружаясь на краю поля. С точки зрения автомашин, от узких шин которых давление на почву составляет 6-9 кг/см2, всё правильно. Но для бункера-перегрузчика этот показатель 1,2-1,5 кг/см2. А это, как говорится, разные вещи.

Применение бункеров при ноутиле оправдано тем, что уборка происходит с производительностью на 30-40% выше, чем при уборке по традиционной технологии. Кстати, это касается не только ноутила. К тому же не происходит никакого переуплотнения. Не зря же в Аргентине, где в основном работают по no-till, убирают исключительно с применением бункеров, выгружая собранное зерно прямо на ходу.

Посевной процесс – не менее драматический момент в растениеводстве. Будущий урожай зависит от соблюдения жёстких агросроков. Благодаря «скоростной» загрузки семян бункерами-перегрузчиками производительность посевных комплексов возрастает в среднем на 30%. Почему? Потому что простой на загрузке снижается в 10 раз — с 40-50 минут до 3-5 минут! Следовательно, увеличивается операционное время сева, до 2-3 часов за 8-часовую смену.

Но важно не только это. При наличии бункера у хозяйства появляется возможность организовать круглосуточный сев. В поле оказываются задействованы всего несколько человек — механизаторы посевных комплексов (как правило, с 2-3 комплексами справляется один бункер), механизатор на перегрузчике и механизатор на манипуляторе – для подачи удобрений с биг-бэгов (иногда справляется с этой работой механизатор перегрузчика).

Вечерняя загрузка бункера семенами обеспечивает посевной процесс аж до утра. И отпадает необходимость вывода людей на ночную смену, тем более когда для такой организации банально людей не хватает.

На прошлой неделе разговаривал с одним нашим клиентом из Саратовской области – директором хозяйства «Заря-2004» Вячеславом. В 2019 году они сеяли 21 день с четырьмя посевными комплексами. В этом году он купил бункер-перегрузчик для посева. Результат: на тех же площадях отсеялись двумя комплексами за 10 дней. Подъём производительности – в четыре раза! И это благодаря ускоренной загрузке и ночному севу.

Часто наши клиенты подсказывают интересные идеи. Лет 6-7 назад позвонил мне один из них, Эдуард, руководитель хозяйства «Раздолье» Ростовской области, и сказал: «Приезжай посмотри, что мои ребята с твоим бункером сделали. Тебе понравится».

Они срезали самозагрузочный шнек от посевного комплекса Grain Plains вместе с кронштейнами крепления и приварили к нашему бункеру, тем самым создав систему приёмки зерна прямо на поле. Это исключило лишние проезды бункера-перегрузчика за семенами на зерносклад на расстояние до 20 км.

Семена доставляли самосвальные «Камазы», которые выгружали через этот шнек в бункер-перегрузчик тогда, когда посевной комплекс сеял, с небольшой производительностью. А когда наступало время загрузки опорожнённого комплекса, бункер его загружал за 5-6 минут.

На основании этой идеи мы разработали более мощный самозагрузочный шнек — ШС. А «приложением» к нему стала система протравливания и инокуляции зерна, которая обеспечивает соответствующую обработку семян прямо на поле.

Лет пять назад мы также создали двухсекционный бункер для одновременной подачи семян и удобрений в посевной комплекс. С его помощью при посеве сокращается время для загрузки не только семян, но и удобрений. А в дальнейшем эта опция породила ещё несколько важнейших функциональных возможностей:

  • миксование зерна по качеству и влажности и получение высококачественного однородного состава. Кстати, некоторые наши клиенты именно так сушат влажное зерно, одновременно увеличивая «потерянную» влагу (деньги) в пересушенном зерне;
  • миксование удобрений и получение сложных удобрений по своим рецептам, а также скоростная загрузка сложных удобрений в разбрасыватели. Особенно это ценно при весеннем внесении аммиачно-калийного микса. По словам одного из приглашённых на мероприятие гостей – гендиректора агрофирмы «Раздолье» (Волгоградская обл.), — это не что иное, как «Сухой КАС». Оно позволит уложиться в короткий срок, когда можно максимально эффективно вносить удобрения.

Мы также являемся пионерами и активными внедренцами пластиковых рукавов для хранения зерна в России. За последние 15 лет сильно изменилось отношение растениеводов к их применению. Ведь это не только надёжное хранение товарного зерна гостовской кондиции. Можно безопасно хранить и влажное, и высоковлажное зерно (обязательно – соблюдение технологических требований), семенное зерно.

Эта технология – возможность сдвига начала уборки на несколько дней раньше. Ведь начиная при влажности 18-20%, можно безопасно сохранить зерно, а потом миксовать с пересушенным зерном и получать сразу мультипликативный эффект: сушка влажного зерна без сушилки, увлажнение пересушенного зерна, увеличение сезонной нагрузки на комбайны и автотранспорт, снижение инвестиций на покупку дополнительных комбайнов без ущерба скорости уборки, сокращение рисков растягивания уборки и т. д. И всё это удовольствие обойдётся не более 150- 170 руб. за тонну.

Наталия ЛЫСЕНКО, ведущий научный консультант компании Bionovatic:

– Компания Bionovatic – топовый производитель на мировом рынке биопрепаратов для сельского хозяйства. Научная лаборатория и производство находятся в Казани. От производства до выхода в продажу наши препараты проходят не один отбор проб, что позволяет контролировать качество и получать высококонцентрированный монопродукт.

На сегодня линейка компании представляет несколько видов препаратов. Это два микробиологических удобрения: Organit N и Organit P. Первый из них содержит бактерии, которые фиксируют атмосферный азот и делают его доступным для растений.

Второй переводит недоступные формы фосфора и калия, содержащиеся в почве, в усвояемые для растений формы. Бактерии живут в корневой системе и работают весь период вегетации.

Biodux – это многоцелевой регулятор роста. Он выступает как ростостимулятор и  иммуномодулятор. Биофунгицид Pseudobacterin-3  содержит живые клетки и продукты их жизнедеятельности – метаболиты. Это фунгицид мгновенного действия. Если есть какая-то проблема, мы используем его, он сразу уничтожает патогены.

Orgamica S – биофунгицид пролонгированного действия, он находится в споровом состоянии и после внесения ему нужно несколько часов на то, чтобы выйти из него. Но он защищает корневую систему от бактериальных и грибных заболеваний весь период вегетации.

Инновационные продукты компании: Restart – деструктор гербицидов на основе имазетапира и имазамокса. Успешно проходит испытания на территории РФ второй год.Не имеет аналогов. Инсектицид BioSleep BW эффективен против чешуекрылых, держит защиту до 30 дней в открытом грунте, в закрытом – ещё дольше.

В чём преимущества биоинсектицида? В нашем препарате BioSleep BW действующее вещество – гриб Beauveria bassiana. Он не вызывает привыкания у насекомых. Гриб уничтожает всю популяцию, от взрослой особи до яйцекладки, перезаражение происходит от особи к особи.

Биопрепарат безвреден для человека и не вызывает отравления у насекомых-опылителей, в отличие от химии. Это контактник кишечного действия. Попадая на насекомое-вредителя, он вызывает интоксикацию. В течение первых суток насекомое перестаёт питаться, ещё через несколько дней оно умирает.

Сегодня мы предлагаем то, что нашло отзыв у наших клиентов и востребовано ежегодно, – это Orgamica F, деструктор соломы и почвенный биофунгицид. Препарат на основе штамма Trichoderma asperеllum  разлагает растительные остатки, упрощая обработку почвы, и возвращает питательные элементы, повышая её плодородие.

Но основным преимуществом Orgamica F является фунгицидное действие.  Препарат уничтожает патоген, зимующий в почве и растительных остатках, восстанавливая супрессивность почвы и снижая фунгициную нагрузку на будущий год.

И программа «Максимум», включающая в себя биологические удобрения Organit N и Organit P, питающие растения основными макроэлементами: NPK весь период вегетации. Biodux – ростостимулятор и иммуномодулятор, Organit S – фунгицид против грибных и бактериальных заболеваний.

На территории РФ, и не только, данная программа позволяет не первый год получать дружные здоровые всходы, развивать хорошее кущение у растений.

В Калининградских полях тестируют автопилот для уборки зерна

Новосибирские ученые разработали технологию для глубокой переработки зерна

Аграрии Казахстана собрали зерновые с 10 млн гектаров

Источник: agrobook.ru

Теги     пшеница      урожай      цены   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку до 4,75-5% годовых
Дожди повлияли на качество зерна: мнение земледельцев (Видео)
Больше 40 процентов урожая зерновых культур собрали в Костанайской области. Лидируют аграрии южных районов. Там, в отличие от северных, лето было не таким дождливым. Поэтому пшеница вызрела быстрее. Довольны ли земледельцы качеством зерна?