Дмитрий Валигурский: Система кооперации – это палочка-выручалочка для нашего государства (Видео)
09 October 2018, 12:56

Валигурский Дмитрий Иванович
Профессор Российского университета кооперации и фермер по совместительству

Помните замечательный фильм про современную армию? – «Ты видишь суслика? А он там есть». Завтра на юге России будет совещание на высоком уровне в том числе и о сельскохозяйственной кооперации. У меня будет, наверное, предложение к вам заключить пари о том, что там кто-то обязательно скажет, что у нас сельскохозяйственная кооперация развивается семимильными шагами. С вами Игорь Абакумов.

В гостях у нас Дмитрий Иванович Валигурский, профессор Российского университета кооперации и фермер по совместительству. Я, правда, не знаю, что больше по совместительству. Здравствуйте.

Дмитрий Валигурский: Добрый день. Одно вытекает из другого, нельзя без науки пахать землю.

– Логично.

Дмитрий Валигурский: Это все взаимосвязано. И продавать результаты своего труда, продукт свой без этого невозможно.

– Вот завтра наверняка кто-то заявит, что у нас с кооперацией вопрос решен на 100 лет вперед и так далее. Как вы считаете, она вообще есть, существует? Можно ли о ней заявить, что она скорее жива, чем нет?

Дмитрий Валигурский: Вы знаете, я думаю, что это одна из систем, которая является палочкой-выручалочкой сегодня для нашего государства. Почему? Она имеет двойственный характер. Во-первых, это решение социальных проблем для населения, для пайщиков, во-вторых, это хозяйственный механизм. Никакая система в мире так не работает, как эта система, которая… рабочие места, борьба с бедностью, решение социальных проблем, повышение качества жизни сельского жителя. Но ее сегодня недооценивают в нашем государстве. У нас сегодня 12 видов кооперативов. Вы говорите про сельскохозяйственные, а я говорю про потребительские кооперативы, которым 180 лет, у них целая…

– Там есть еще сбытовые, финансовые…

Дмитрий Валигурский: Сбытовые, строительные, гаражные, садовые, кредитные – все это кооперативы. Одни принципы, они одинаковы для всех кооперативов, независимо от того, какие они, принципы одни. 12 видов законов, понимаете? Этого не должно быть. Я считаю, должен быть единый закон о кооперации при ведущей роли потребительской кооперации, она как стержень, как дерево, а ветками этого закона должны быть все виды кооперативов. Когда кооперация возьмет на себя всю инфраструктуру деревни, коммунальные услуги, дороги, она создаст миллионы рабочих мест. Но на нее надо обратить внимание сегодня и сделать тот кооператив, который будет отвечать, нести ответственность за каждого жителя, понимаете? Сегодня не надо деревне давать по тысяче, две тысяче, по миллиону рублей, а надо создать рабочие места, а рабочее место – это наши налоги, а наши налоги – это наши дороги, детские садики. Через кооперацию, это будущее. Я думаю, что в принципе… Я готов говорить про социально-рыночную кооперативную систему, вот она где.

– Спасибо.

У нас на телефонных проводах рвется Николай Маслов, фермер из Краснодарского края. Здравствуйте, Николай, вы в прямом эфире «Аграрной политики».

Николай Маслов: Да, здравствуйте, Игорь Борисович.

– Здравствуйте, Николай. Скажите, пожалуйста, как у вас дела как у фермера обстоят с кооперацией?

Николай Маслов: Вы знаете, мне все-таки кажется, мы немножко вперед паровоза забегаем. Кооперация, я подразумеваю, любая кооперация, мне кажется, должно быть безграничное доверие не только друг другу, членам кооператива, но еще государству. А на сегодня, тем более совещание будет на юге России, мы не только создать кооперацию боимся, нас менталитет южный к этому вообще-то подталкивает, но еще нет доверия ни к нашей судебной системе… Вы сами видели, сейчас мы зайдем в эти кооперативы, то есть должно быть доверие. Войдем мы в кооперативы, найдутся такие, как наши судьи Хахалевы всевозможные, и у вас наши там в Тимирязевке краснодарцы «поураганили».

– Уже кончили «ураганить», сейчас другие «ураганят».

Николай Маслов: Теперь надо восстанавливать, надо же всегда до основания разрушить, а затем новый мир строить. Вот такая ситуация.

– Николай, в каких видах кооперативов вы состоите как фермер?

Николай Маслов: Да ни в каких совершенно.

– Все, вопросов больше нет. Спасибо, Николай. Дмитрий Иванович, вы как фермер…

Дмитрий Валигурский: Да. Дело в том, что он говорит о самой сущности – это доверие между членами кооператива. Это не акционерное общество, это люди, которые собрались для решения… Цель кооперации – не прибыль, цель кооперация – удовлетворить потребности пайщиков, членов кооператива: кому сегодня землю помочь расширить, кому детский садик, кому дорогу делать, а кому денег дать. Вот это цель, не прибыль, а удовлетворение потребностей пайщиков. Чтобы у нас было доверие, мы должны друг другу доверять. Должен быть лидер, который несет ответственность вместе с нами.

Дальше. В этой кооперации нет ленивых, нет неработающих, нет бедных. Есть культура, есть организация, есть дисциплина и есть кооперативное предпринимательство. Вот это новый кооператив, доверие между людьми и решение тех проблем, которые касаются членов кооператива, особенно в период рыночных отношений.

– Какой-то принцип израильского кибуцу.

Дмитрий Валигурский: Ну это основа кооперации. Кибуцы себя уже оправдали и перешли на другой уровень своего развития, понимаете? Они уже стали частью государства, частью системы. А мы говорим, что сегодня село… Кто старший в деревне? «Почта России»? Сельсовет? Вот кооператив нужен, который объединяет сильных, смелых, богатых – и агрохолдинги, и ЛПХ, и КФХ. Вот эти члены, этот костяк имеют ответственность за деревню, а государство с ними работает. Через этот кооператив ведется вся инфраструктура – это и лизинг, это и кредит, и все остальное. Вот главное, вот костяк, вот основа, в этом я вижу…

– На эту тему мы чуть-чуть попозже поговорим. У нас сейчас звонок, Евгений из Московской области. Здравствуйте, Евгений, вы в прямом эфире «Аграрной политики», здравствуйте еще раз. Евгений?

Зритель: Алло.

– Да-да, слушаем. Ваш вопрос?

Зритель: У меня вопрос такой. Я всю жизнь прожил в деревне, вокруг меня всегда были поля и был колхоз. У меня такой вопрос: а какая разница между кооперативом и колхозом? Колхоз занимался всем, и социальным обеспечением, и заботой…

– Все, дальше понятно. От рождения до похорон, понятно.

Дмитрий Валигурский: Можно ответить, да? Колхоз, если вы помните, там был трудодень, на этот трудодень вы не могли стать самостоятельным, независимым рыночным предпринимателем хозяйственным. Кооператив – это объединение людей, которые хотят решить свои проблемы, которые касаются сегодняшнего дня. Цель кооператива – это решение проблем пайщиков, членов кооператива, это во-первых. Во-вторых, это организация хозяйственной деятельности для зарабатывания денег. В колхозе такой структуры, это чисто полугосударственная структура, которая не дает возможности… человеку, предпринимателю и личности.

– У нас наши корреспонденты сняли несколько интервью на улицах разных городов России. Вопрос был один: «Многие твоего фермерской продукцией – вы верите, что это фермерская продукция?» Вот вы, в частности, верите?

Дмитрий Валигурский: Вот смотрите, недели 2 назад на ВДНХ «Россельхозбанк» организовал продажу фермерской продукции, называется «Свое». Там только товаропроизводители, которые реально производят продукты, и я верю. Но когда я вижу «Фермер Подмосковья», заходишь туда, а там нет сельхозпродукции, там перекупщики, это уже не фермерство. Вопрос в чем? Вопрос в том, что сейчас понятие фермерства стало модным словом, все пытаются его взять на себя и обмануть покупателя, что это качественная продукция.

Игорь Абакумов: Конечно. Вот я прошу наших режиссеров показать эти интервью на улицах различных городов нашей необъятной родины.

ОПРОС

– Вот видите, как.

Дмитрий Валигурский: Да.

– У нас еще один звоночек, одну секундочку, Павел из Красноярского края. До Красноярска далеко, так что мы звонок примем. Павел, здравствуйте, вы в прямом эфире «Аграрной политики».

Зритель: Алло.

– Павел, слушаем вас.

Зритель: Добрый вечер. Меня зовут Павел, город Красноярск. Проживаю рядом с городом Красноярском… Вы меня слышите?

– Слышим-слышим, Павел, мы вас очень хорошо слышим.

Зритель: Вот смотрите, продукцию фермерскую, то есть производство животноводства, свинину производим и так далее, очень тяжело вывести в сетевые супермаркеты города Красноярска, очень проблематично. Это все блокируется и так далее. Очень много препонов ставится в этом отношении. То есть в принципе работаем, небольшая прибыль, конечно, есть, но не такая, какую бы хотелось, чтобы развиваться далее…

– Павел, скажите мне, пожалуйста, если бы у вас был надежный сбыт, если бы магазины потребкооперации, система потребкооперации приезжала и покупала бы у вас на месте, что называется, на корню или прямо с фермы, вам было бы это выгодно?

Зритель: Да, я думаю, в принципе это было бы выгодно. В любом случае оптом и цена была бы ниже, чем продается она в магазине, намного ниже. Потому что верите или нет, свинина 350-400 килограмм…

– Ой-ой-ой, дорого.

Зритель: Хотя здесь много производителей, которые готовы, так скажем, на 30-40% дешевле это все продавать, это 100%.

– Понятно. Ясно, Павел, спасибо вам большое.

Дмитрий Иванович, вы говорили о том, что кооператив должен выполнять очень много функций, то есть он должен быть и почтой, и банком, и «скорой помощью»…

Дмитрий Валигурский: И отделом снабжения.

– И отделом снабжения, и помочь бабушке, и купить, что самое нужное, продукцию у фермера, правильно же, или с личного подворья те же яблоки. Вам не кажется, что это будет слишком влиятельная структура и именно это сдерживает развитие кооперации?

Дмитрий Валигурский: Вот смотрите, давайте я издалека зайду. Есть такое понятие сегодня, как продовольственная проблема и продовольственная доктрина. Суть ее заключается в том, что все продукты, производимые в России, должны быть свои под 90-100%. И одним из источников этого сырья являются крестьянские и фермерские хозяйства.

Но самая большая проблема, когда он приходит на рынок, а его продукция неконкурентоспособна, он не может ее продать, и он спешит, ему на ферму надо, он продает эту продукцию. Он год-два постоит, он закрывается, потому что рынок перенасыщен, больше товара, чем денег в кармане, и он становится неконкурентоспособным. Если он хочет в сетевую торговлю, он не попадет, он не выдержит график поставки, сезонность, качество продукции и упаковку, товар у него не имеет товарного вида, понимаете? И в конечном счете только кооператив может вылечить и выручить. Но для этого должен быть или он лидер, 5-10 человек объединил, организовали кооператив и начинают работать, друг другу помогать, друг у друга учиться, друг друга выручать и выходить на новый рынок не в одиночку… Сегодня рынок, каток пройдет, всех раздавит, а вместе не раздавит. Соответственно, ему надо учиться.

Дальше самое главное: почему сегодня не развивается кооперация? А банки им денег не дают, потому что у них нет прибыли. Цель кооперации не прибыль, а удовлетворение потребностей пайщиков. И когда банк смотрит: «У вас нет прибыли, откуда вы мне будете кредит возвращать?» – и начинается проволочка, понимаете? Это, мне кажется, должна быть государственная целевая программа развития кооперации на селе, она должна точки расставить на все эти вопросы. Представляете, 3 банка сегодня работают в деревне, у нас тысячи банков, но только 3 работают в деревне. Почему? А там риск большой, там корова заболела, погода и все остальное, а где деньги брать, как развиваться? Дальше рубль в сельском хозяйстве вот такой длинный, а рисковать никто не хочет. Рискует крестьянин своим хозяйством, своей жизнью, своим качеством, понимаете? Я думаю, я уверен, что должна быть целая государственная программа по развитию кооперации при ведущей роли потребительской, потому что конечный результат – это выход на рынок. Есть магазины, есть переработка, есть заготовка, есть торговля – это есть все потребкооперация, только ее надо использовать.

– То есть вы считаете, что закон о кооперации, который был, устарел?

Дмитрий Валигурский: Он не то что устарел, нормативно-правовая база не разработана с условием рынка.

– Скажите, пожалуйста, а она не разработана почему?

Дмитрий Валигурский: Почему не разработана? Потому что здесь у нас система…

– Кто-то что-то не понимает или кто-то чего-то не хочет?

Дмитрий Валигурский: Нет, почему? Потому что недопонимание той роли, которую может…

– Кем, кем недопонимание?

Дмитрий Валигурский: Временем, я не знаю.

– Вы понимаете, я понимаю, наши зрители понимают, а кто не понимает?

Дмитрий Валигурский: Не понимают те, кто сегодня разрабатывают законы, это первое.

– Так.

Дмитрий Валигурский: Второе: не понимают те, кто сегодня отвечают за эти законы.

– Так.

Дмитрий Валигурский: Не понимают те, которые финансируют эти законы.

– Так.

Дмитрий Валигурский: Не понимают те, которые видят, как складывается реальная ситуация в деревне, 150 тысяч деревень исчезают, соответственно, должен быть единый закон, регулирующий хозяйственную…

– Согласен с вами.

У нас еще один звонок – Нина из Ростова-на-Дону. Здравствуйте, Нина, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Я хочу сказать за своего брата. Аграрная политика в стране, я считаю, не работает, импортозамещение тоже. Мой брат разводит свиней, мелкий фермер в Ульяновской области, а мясо никуда он сдать не может. На… ему не разрешают, потому что есть негласное предупреждение, чтобы у фермера мясо не брать…

– Понятно.

Зритель: И он вынужден, его жена ездит, тратит бензин, по оставшимся селам… и предлагает свое мясо, с трудом распродают. А брат говорит, что он бы, например, на всех пустых землях развел бы и свиней, и бычков выращивал, но их сдавать некуда, ему каждый раз это проблема. И вот он вынужден, имея троих сыновей, которых нужно обучать, колесить по России, плотничать, там едет за сутки за 600 километров, чтобы подрабатывать, это как их поддерживают? Так теперь еще мало этого, им предлагают заиметь кассовые аппараты, чтобы платить налог государству. А извините, за что они должны платить? Им что, точки сбыта организовали или что? Это им просто лишние накладные расходы. Как это можно принять?

– Нина, спасибо большое. Вот так бы каждая сестра за своего брата рубилась. Спасибо вам, Нина. Дмитрий Иванович, вот реальная ситуация.

Дмитрий Валигурский: Да, реальная ситуация с сегодняшним предпринимательством на селе: куда девать продукцию, кто за эту продукцию готов платить деньги? Себестоимость выше, чем рыночная. И вот я еще раз говорю: до тех пор, пока мы не объединимся в кооператив потребительский, брат, сестра, сват, сосед, свиноводы, овощеводы, я не знаю, картофелеводы, дальше молочники, и не вырабатываем свою, не убедимся и не поможем продавать эту продукцию, ничего не получится.

– Методология есть?

Дмитрий Валигурский: Конечно, есть.

– Людей же надо научить этому делу. У нас за 30 лет разговоров о кооперации почти никто, так скажем, не учит людей, что такое кооператив вообще.

Дмитрий Валигурский: Кооператив – это объединение людей с целью решения своих социальных проблем, повышения качества жизни и качества работы предприятий, вот так издалека. Кооператив – это объединение людей, пайщиков, для решения своих социальных проблем, сбыта.

– Давайте чтобы нашим зрителям было понятно. Вот вы много бывали за рубежом, изучали там кооперацию и потребительскую в том числе. Вы мне расскажите, что там делает государство, для того чтобы кооперативы процветали?

Дмитрий Валигурский: Вот смотрите, возьмем Данию. У вас сельское хозяйство, вы член кооператива комбикормового завода, вы член кооператива сетевой торговли, вы член кооператива информационно-культурного центра, вы член кооператива по защите интересов, и вы все вместе члены кооператива. Вы выиграли на сырье, проиграли на переработке и на торговле; вы проиграли на сырье, выиграли на переработке и на торговле. Там единый агропромышленный комплекс: вот сырье, вот переработка, вот торговля.

И фермеру очень хорошо, удобно работать, потому что его продукция с помощью государства, с помощью вот этого кооператива распланирована, все производство и сбыт, государство взяло на себя регулирование сбыта, там нет вопросов кредита, там не существует проблемы кредита. Если кооператив считает нужным, он берет кредит и всем раздает. Формируется цена, формируется спрос, предложение, и конкурентоспособность, новые технологии вводят через кооперативы, понимаете? Вот представьте себе, мы сидим у фермера, утром пьем чай, а он в телевизоре кормит коров. Как? Он нажимает кнопки и кормит коров. До того уровень механизации высокий, что это дает ему возможность заработать деньги, дальше вложить в кооператив и сохранить эту цену на рынке.

– Вот это очень важно, сохранять именно эту цену.

Мне бы очень хотелось, чтобы вот эти вот слова, которые у нас сегодня прозвучали в программе, хотя бы кто-то донес на завтрашнее совещание на высоком уровне на юге России. А то ведь президенту и премьеру наверняка доложат, что у нас все хорошо, что у нас все замечательно. На самом деле Петр I приглашал немцев и голландцев, потому что не было своих; во времена Путина приглашают Гуса Хиддинка футболом руководить, верно ведь? Ну почему нам не пригласить специалистов западных, нормальных, которые знают, о чем идет речь, поруководить немножко становлением кооперации в сельском хозяйстве? А то ведь у нас каждый как понимает, так и делает.

Дмитрий Валигурский: Я хочу сказать, что родиной кооперации является Россия.

– Это да, но мы про это забыли.

Дмитрий Валигурский: Да. Но мы должны вернуться к тем истокам правильных отношений в кооперативе. В кооперативе нужны центры государственной социальной политики на селе, понимаете меня или нет? Кто сегодня отвечает за село? КФХ, ЛПХ, кооперативы, агрохолдинги? Никто не отвечает. Кооператив должен преимущественное право получать, государственные контракты, самое главное – продавать эту продукцию крестьян через государственные контракты, понимаете? Кооператив должен иметь преимущество перед другими хозяйственными структурами, тогда деревня подтянется, тогда создадут рабочие места, тогда люди поверят. Но когда он свининой торгует целый день, никто не покупает, это грех наш, понимаете? Нужно поменять саму систему хозяйственных отношений и механизмов в деревне.

– Вы полагаете, что на завтрашнем совещании какие-то такие мысли прозвучат?

Дмитрий Валигурский: Я считаю, что уже то, что совещание проходит, есть хорошо, это первое. Второе: там будут поставлены эти проблемы. Третье: что-то должно решиться. Почему? Вопрос еще связан с селом, с землей.

– Земля – это отдельный вопрос, давайте оставим до следующих программ.

Дмитрий Валигурский: Хорошо.

– Спасибо вам большое, Дмитрий Иванович. У нас в гостях был Дмитрий Иванович Валигурский, профессор Российского университета кооперации и фермер. С вами был Игорь Абакумов, «Аграрная политика» прощается до следующего понедельника. Увидимся в любую погоду.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 8 по 12 октября 2018.

Источник: otr-online.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку
ФРС США впервые с 2020 года понизила базовую ставку до 4,75-5% годовых
Дожди повлияли на качество зерна: мнение земледельцев (Видео)
Больше 40 процентов урожая зерновых культур собрали в Костанайской области. Лидируют аграрии южных районов. Там, в отличие от северных, лето было не таким дождливым. Поэтому пшеница вызрела быстрее. Довольны ли земледельцы качеством зерна?