Фермер отказался… от льготного кредита
10 July 2018, 12:34
Появившаяся возможность взять в банке кредит под 5 процентов годовых окрылила надеждой в особенности фермеров, поскольку новый механизм льготного кредитования, по мнению экспертов, должен был упростить процедуру получения займов и, как следствие, послужить более успешному развитию фермерских хозяйств.
Но… уже на первых этапах льготного кредитования мелкие сельхозпроизводители были обеспокоены недоступностью кредитных ресурсов, поскольку «все разобрали крупные компании». Теперь же, когда ресурсы эти вроде бы стали доступны, некоторые фермеры вдруг начинают отказываться от льготного кредита.
Во всяком случае, в этом году его не стал получать хомутовский фермер Вячеслав Лошкарев, у которого, по словам заместителя главы района Федора Сережечкина, «безупречная кредитная история». Побывав в КФХ Вячеслава Анатольевича, убеждаешься в том, что оно успешно развивается.
В хозяйстве 2500 гектаров пашни. Здесь получают хорошие урожаи всех выращиваемых культур – сои, гороха, горчицы, рапса… Безусловно, главное внимание уделено хлебному полю. В прошлом году озимой пшеницы собрали на круг свыше 60 центнеров с гектара. На базе КФХ Лошкарева, в хомутовском поселке Жеденовском, ведется масштабное строительство – возводится элеватор.
– Первую очередь запустили, – рассказывает Вячеслав Анатольевич. – Сортировка, завальные ямы – все уже работает. Одна «банка» уже стоит, рядом еще две ставим.
– Газ подведен к поселку?
– Да.
– Так у вас и сушилка будет?
– С этим проблемы, – вздыхает фермер.
Словом, у Вячеслава Лошкарева ситуация та же, которую сегодня переживает другой хомутовский фермер – Геннадий Захаров. Газ довели до поселка, причем Лошкарев заказывал проект в надежде, что «в этой трубе газа и мне хватит». В итоге оказалось все наоборот: население пользуется газом, а фермеру его «не хватило».
– В филиале АО «Газпром газораспределение Курск» в Железногорске мне сказали, что если бы я в свое время не «посадил» на эту трубу население, то сейчас бы по программе газификации его (населения) проблемы можно было решить, а мои – нельзя, – рассказывает Вячеслав Анатольевич о своих хождениях по кабинетам.
– И что теперь?
– Надо тянуть трубу 2,5 километра. С учетом всех затрат каждый километр обойдется в полтора миллиона рублей.
Кого винить в данной ситуации? Ну конечно, себя. Ведь в любом «кабинете» укажут на то, что вовремя «сам не разобрался, не подсуетился». Это если смотреть на проблему с позиции стороннего наблюдателя. А корень-то самой проблемы – в ментальности русского человека, в излишней, может быть, доверчивости. Все, казалось бы, удивительно просто и мудро объяснено нашим великим баснописцем: пироги должен «печи пирожник», а сапоги «тачать сапожник». Ну а если сапожник решил заказать себе кулич у пирожников, так те должны объяснить ему, какого качества мука для этого требуется и насколько кулич из нее будет стоить дороже; что грозит заказчику, если он, скажем, просрочит с предоплатой и так далее.
Это мы к тому говорим, что в каждой организации у нас работают достаточно компетентные люди, которые могут дать прекрасную консультацию, предоставить исчерпывающую информацию. Более того, в каждом районе есть управления или отделы аграрной политики. Во многих из них специалисты в буквальном смысле слова опекают своих фермеров, когда речь идет о получении ими гранта или взятии кредита, помогают им готовить пакет документов.
А иные фермеры вынуждены решать свои проблемы в одиночку. Сельхозпроизводитель, прекрасно справляющийся со своей непосредственной работой, может быть не силен в «банковских тонкостях» при оформлении кредита – по той простой причине, что он не финансист. Но при этом какие претензии могут быть к банку? Все прописано в договоре!
– Мелким шрифтом – то, что мы, кредитополучатели, обычно не читаем, – заостряет на этом внимание Вячеслав Лошкарев. – Да прежде как-то и не сталкивались ни с какими проблемами, даже когда кредит под значительно более высокие проценты брали.
Вячеслав Анатольевич был расстроен. В самом деле, все это отчасти напоминало ситуацию об испорченном в ателье костюме, которую в свое время блистательно «рассматривал» со сцены Аркадий Райкин: «Претензии к пуговицам есть?» – спрашивал портной. – «Нет», – отвечал заказчик. –Пришиты наглухо». Но костюм в целом носить невозможно.
Каким может быть настроение у фермера, если надежды, которые он питал на 5-процентный кредит, рухнули?
– Вячеслав Анатольевич, вы в первый раз в этом году планировали взять льготный кредит?
– В том-то и дело, что нет. Первый раз я от него не отказался.
– А потом разочаровались? Почему?
– В прошлом году во втором квартале я допустил снижение выручки на полтора миллиона рублей и меня оштрафовали на 28 тысяч. Хотя по году я с гаком все перекрыл. У нас же сезонная работа и реализация зерна. Этого в договоре ни банк не учел, ни я. И вообще, договор же заранее не дают читать – его подписываешь в последние минуты. Я всегда считал, что мое дело – вовремя платить долг и проценты. А если еще что-то нужно – так укажите мне на это. В общем, сняли деньги – и все тут.
Кроме того, пакет документов, на сбор которых уходит немало времени, «действителен» только месяц. Если за это время не получаешь кредит, собирай бумаги снова – прежние «устарели». Более того, в прошлом году нам кредит одобрили в апреле, а начали выплачивать в мае, когда он нам уже не особенно был нужен.
– В нынешнем году вы рассчитывали получить кредит именно накануне весенне-посевной кампании?
– Конечно! Уже по опыту зная, что он не сразу будет выдан, я заказал его наперед. Документы начали готовить еще в декабре прошлого года. В первых числах января подали заявку. Время, как всегда, тянулось. В конце концов, в марте нам кредит одобрили.
Звонят из банка, сообщают, что сегодня будут выдавать кредит. Я как человек, уже имеющий горький опыт, прошу сначала дать мне почитать договор. Мне заявляют, что я должен получить кредит до 18 часов. А я в ответ говорю, что, не почитав договор, не буду его подписывать! Словом, настоял на своем.
Приезжаю, беру договор, читаю. И что же вы думаете? Уже не помню точно, 23 или 28 пунктов насчитал я, по которым банк имеет право меня оштрафовать! Это при том, что я буду своевременно выплачивать и долг, и проценты! Кроме того, кредитор имеет право увеличить банковскую ставку, если что-то с моей стороны посчитает нарушением. Нет, меня такая «льгота» совершенно не устраивает. Я отказался от кредита.
– Обошлись без него?
– Обошелся. Хотя тяжеловато было. Это что же такое получается: премьер-министр, выступая по телевидению, говорит, что процедура оформления кредита должна быть упрощена, а на местах, выходит, этого не слышат?
Действительно, еще в конце прошлого года Дмитрий Медведев говорил о необходимости упростить выдачу льготных кредитов и поручил правительству разработать упрощенную процедуру выдачи их сельхозпроизводителям. При этом глава правительства заметил: «Если говорить о бюрократии при оформлении кредитов, избыточных требованиях, наличии огромного количества бумажек, то это тема неновая. Хотя, конечно, кредиты – это все-таки деньги, и там невозможно просто прийти и сказать: дайте мне кредит, вот мое заявление. Все равно какие-то документы нужны».
Фермер Лошкарев, по его словам, как раз и действует в соответствии с этими требованиями:
– Я как зарегистрировал свое хозяйство в 1991 году, так и работаю с тех пор прозрачно. История моего хозяйства, моя кредитная история – все открыто. Любой в интернете при желании может посмотреть. Так, может быть, все-таки возможно упростить для физических лиц процедуру выдачи льготных кредитов? Насколько я понимаю, получение их должно доставлять нам удовлетворение, а не огорчение.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 9 по 13 июля 2018.
Источник: kpravda.ru
Ваш комментарий
|
|